Троицкая церковь
Новости епархии
18.06.2013
За миссионерские труды телестудия «Лествица» награждена церковным орденом
Духовная жизнь Днепропетровщины и самого областного центра уже давно немыслима без центра прав... Далее 
17.06.2013
В городском поселении «Мирный» митрополит Ириней освятил Христово-Рождественский храм
15 июня 2013 года, в день памяти святителя Никифора исп., патриарха Константинопольского, управляющи... Далее 
17.06.2013
Архиерейское богослужение в неделю святых отцов I Вселенского Собора
16 июня 2013 года – Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора. Воскресение, предшеству... Далее 
Предстоящие события
08.05.2013
Праздник благотворительности и милосердия «Белый цветок»
В пасхальное воскресенье святых жен-мироносиц, 19 мая 2013 года, по благословению митрополита Днепро... Далее 
29.03.2013
«Совместная молитва» – акция молитвенного единства православной молодежи Украины
С целью духовного объединения в Великий пост православной молодежи Синодальный отдел УПЦ по делам мо... Далее 
18.03.2013
Архипастырские богослужения в Первую седмицу Великого поста
18 марта 2013 года начались спасительные дни Святой Четыредесятницы. В первую седмицу Великого поста... Далее 
ЗНАМЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Престольный праздник – 10 декабря
Адрес: 52632, с. Вербовское Васильковского района
Телефон – 8 (05639) 9-43-35

За свою недолгую по сравнению с другими обителями историю Знаменский женский монастырь пережил времена как благодатного расцвета, так и скорбного запустенья.
В конце 70-х годов ХIХ века состоятельная вдова надворного советника, потомственная дворянка Екатерина Павловна Василенко обратилась в Екатеринославское епархиальное управление с просьбой об учреждении на принадлежащей ей земле при хуторе Разгульном женской общины во имя иконы Божией Матери «Знамение» с наименованием «Знаменская пустынь».
На основании Высочайшего повеления, последовавшего 9 мая 1881 года, Священный Синод определил: “При хуторе Разгульном Александровского уезда учредить женскую общину во имя Знамения Божией Матери с наименованием “Знаменская пустынь” с таковым числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства…” И началось строительство обители.
Существует предание, что, как только прошел слух об устроении обители, пришли сразу около ста девушек, желающих вступить в число насельниц обители. Это еще более укрепило сердце будущей настоятельницы в ее намерении. В 1903 году обитель была зарегистрирована как Знаменский женский монастырь. В 1904 году Екатерина Павловна приняла постриг и была возведена в сан игумении с именем Елизавета, о чем задолго до строительства обители было предсказано ей юродивым старцем при посещении Святой Земли града Иерусалима словами: “А вот идет игумения Знаменского монастыря Елизавета…”
Сведения об этой общине сохранились в «Справочнике Екатеринославской епархии за 1908 год»:
«1. Софиевская церковь построена на средства вдовы надворного советника Екатерины Василенко в 1904 году, каменная, кладбище внутри ограды, однопрестольная. Находится в 80 верстах от Екатеринослава. Ближайшие церкви в селе Новогригорьевка (4 версты) и в селе Рудево (12 верст). Библиотека из Епархиального и Церковного ведомств. Церковная школа: сестер – 22 души. Капитал церкви 2089 руб. 92 коп. Место священника праздно.
2. Знаменовская община основана в 1903 году. Храм общины – во имя иконы Знамения Божией Матери. Все необходимые хозяйственные постройки и помещения для сестер общины имеются.
Угодья общины – 500 десятин земли и кирпичный завод.
Состав сестер общины:
- настоятельница и казначея общины мантейная монахиня Елисавета, в мире потомственная дворянка Елисавета Василенко, 77лет. Окончила курс в Институте благородных девиц в городе Одессе, в монашестве с 1904 года;
- монахинь – 1;
- послушниц – 150, которые монашество еще не приняли.
Сведения о причте при монастыре:
- священник Стефан Василиев Соколовский, 38 лет, из 2-го класса Екатеринославской духовной семинарии».
Для возведения обители был построен кирпичный завод, где сестры сами обжигали кирпич. Сначала построили зимнюю церковь с прилегающими к ней жилыми корпусами. Затем началось строительство летнего собора вместимостью до 5000 человек. Многие строительные материалы матушка Елизавета привозила из Индии, Египта. К началу ХХ века обитель имела около 700 насельниц, 500 десятин земли, 5 общежительных корпусов, кирпичный и свечной заводы, ветряную мельницу, иконописные мастерские, пекарню, маслобойню. Сестры выращивали очень ценные сорта пшеницы, имели три ставка, в которых разводили рыбу. При монастыре был огромный сад с особенными, привезенными из-за границы фруктовыми деревьями и цветами. Как вспоминают старожилы, обитель была одной из богатейших на юге Украины.
Пережил монастырь революцию 1917 года, но в 1927 году все же был закрыт. В теплой монастырской церкви устроили спортзал, в монастырских корпусах разместили школу. В конце 1945 года летний собор взорвали. В 60-е годы ХХ века совхоз построил для школы новое здание, а монастырские постройки местное население стало разбирать и использовать на свои нужды как строительные материалы.
К концу 90-х годов монастырь представлял собой руины, заросшие кустарниками, бурьяном и старыми деревьями, кругом лежали кучи мусора.
В 1997 году по благословению Архиепископа Иринея началось восстановление монастыря. В село Вербовское была прислана игумения Георгия с четырьмя сестрами. Многое пришлось им претерпеть и много потрудиться. Большую помощь для восстановления обители оказали и оказывают Митрополит Ириней, благочинный Павлоградского округа протоиерей Валентин Цешковский, благочинный Синельниковского округа протоиерей Николай Фесенко со старостой, многие приходы епархии и частные лица.
Владыка Ириней ежегодно посещает обитель 10 декабря в день престольного праздника иконы Божией Матери «Знамение» и совершает богослужение в сослужении 20-30 священнослужителей.
В настоящее время восстановлена бывшая зимняя церковь, поставлены купола и иконостас в храме. Особо чтимой является икона Божией Матери «Знамение», подаренная обители архимандритом Дамианом, наместником Свято-Введенского монастыря города Киева. Восстановлен один жилой корпус, в нем живут12 насельниц.
Вся территория (1 га) обнесена оградой и облагорожена. Бденными трудами игуменьи Георгии, хрупкой, уже пожилой женщины, возрождалась былая красота обители. Церковь отметила труд игуменьи высокой наградой – ей был вручен Крест с украшениями.
25 февраля 2012 года после продолжительной болезни почила о Господе первая настоятельница возрожденной обители - игумения Георгия (Емельянова).
24 мая 2012 года, в праздник Вознесения Господня и день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, управляющий Днепропетровской епархией митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней с архипастырским визитом посетил Знаменский женский монастырь, где за богослужением, согласно постановлению Священного Синода УПЦ (Журнал № 42 от 8 мая 2012 года) возвел настоятельницу Знаменского женского монастыря монахиню Варвару (Бобер) в сан игумении и возложил на нее наперсный крест по должности.
Богослужения в монастыре совершаются ежедневно. Полуношница - в 6.00; Божественная литургия - 7.00 ( В воскресные и праздничные дни - в 8.00 ).
Молитвенное монашеское правило - 16.00. В 17.00 - Вечернее богослужение; Вечернее правило в 21.00;
С четверга на пятницу - ночная Литургия (начало богослужения в 00.00)
Обитель принимает от богомольцев заказные требы на сорокоуст, молебны, панихиды, крещения и другие таинства.
Проезд к обители: от станции Синельниково - автобусом Синельниково-Авангард (11.15 и 18.00, кроме понедельника и четверга)

Настоятельница – игумения Варвара ( Бобер )


СВЯТО-ВОЗНЕСЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Престольный праздник – Вознесение Господне
Адрес: 51500, г. Терновка, ул. Интернациональная, 60

Выражая желание жителей города Терновка, приходской совет Свято-Вознесенской церкви 9 ноября 1997 года обратился с прошением к Архиепископу Иринею об открытии монастыря на месте Свято-Вознесенского храма для мобилизации духовных сил и православного просвещения.
Ходатайствуя об открытии монастыря, члены приходского совета описали в прошении условия для открытия обители: храм находится на окраине города, имеется земельный участок площадью 0,96 га, хозяйственные постройки, помещения для проживания нескольких человек. Удаленность от внешнего суетного мира – одно из главных условий для молитвы и труда во славу Божью.
12 марта 1998 года Священный Синод УПЦ благословил открытие Свято-Вознесенского женского монастыря в городе Терновка. Свидетельство о регистрации обители было получено 26 мая 1998 года. Владыка Ириней благословил старшую сестру Веру (Вострову Веру Михайловну) и с ней пять насельниц подвизаться в обители.

Духовно окормляет монастырь протоиерей Владимир Компаниец, настоятель Свято-Вознесенского храма города Терновка.

САМАРСКИЙ СВЯТО-НИКОЛАЕВСКИЙ ПУСТЫННЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Престольный праздник – 19 декабря
Адрес: 51200, г. Новомосковск, ул. Монастырская,1
Телефон – 8 (05693) 2-23-94

Самарский Свято-Николаевский пустынный мужской монастырь имеет давнюю историю. Его существование тесно связано с заселением местности между Днепром и Доном, которая постоянно кипела жизнью и деятельностью человеческой. Первые славянские поселения возникли здесь, скорее всего, в начале IХ века. После распространения проповеди святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия на принявшей Православие Руси образовывали христиане множество монастырей и других уединенных обителей, устраивали города и укрепления для защиты от внешних врагов, в том числе и на реке Самаре, которая получила название священной, а вода ее стала в народе почитаться святою и целительной. Здесь руководимые чувством благочестия христиане в молитвах к Господу испрашивали у Него всех благ для себя.
В 1223 –1224 годах дикие орды татар разорили поселения на реке Самаре. Около 1282 года здесь вновь появились христиане. Это были смелые и отважные выходцы из черкасских земель, но соседство с татарами отняло у них охоту поселиться в этих местах. И только после освобождения местности от татар князьями литовскими на Самару стали переселяться вольные люди – первые казаки, предки будущего славного украинского казачества. После разорения Тамерланом Азова его христианское население появилось на Самаре и просило у казаков помощи и приюта.
Известно, что в конце ХIV – начале ХV века на Самаре, в чаще дубового непроходимого леса, на обширной уединенной равнине, уже существовала церковь со звонницею, при церкви был устроен шпиталь (богадельня). Враги не оставляли в покое славянскую землю и в один из набегов уничтожили церковь. Пока одни из казаков гнали врагов со своей земли, другие уже усердно работали в Самарских лесах и скоро устроили на месте разрушенной новую деревянную войсковую церквицу со звонницею и шпиталем при ней и выписали из Киева неженатых священников-иеромонахов с богослужебными книгами и церковными принадлежностями.
Положение православного храма на Самаре и по географическому расположению самой местности, и по материальным удобствам во всех отношениях было выгодное и счастливое – народ благоговел к Самаре как к первой казацкой святыне. С увеличением числа служащих при Самарской церкви была учреждена здесь общая школа, где все желающие обучались грамоте и Закону Божию. От всех бурь и невзгод, политических и физических, казаки укрывались в ограду Самарской Палестины, как в надежную и неприступную крепость. В 1602 году при Самарской церкви по счастливой мысли отца-настоятеля, понявшего дух и сердечное настроение казачества, образовался Самарский Пустынно-Николаевский монастырь. В нем были введены богослужение и молитвословие по уставу горы Афонской, все чины и все порядки строгих общежительных обителей стали правилом и законом для всех насельников монастыря. В монастырь как в единственную молитвенную обитель благоговейно сходились со всех сторон казаки и в простоте сердца молились здесь и учились всему святому и душеспасительному. Оставляя все житейские скорби и печали свои, получали сердечное успокоение и утешение, выходили отсюда в мир, на дело и делание свое со свежими и обновленными силами, с бодрым духом и просветленным взглядом, укрепленные и умудренные во спасение. «Се рай Божий на земле, – так везде и повсюду в полном восторге сердца выражались казаки о Самарском Пустынно-Николаевском войсковом монастыре, указывая тем на высокую святость и благотворность нравственного влияния его на души и сердца казачества. – Се настоящая Палестина наша, се истинный войсковой Иерусалим!»
В 1654 году, после присоединения казаков к православному русскому царству, война, разгоревшаяся между Россиею и Польшею, тяжело отозвалась для всего Запорожья, в том числе и Самарского монастыря, – все постройки в нем после разграбления предали огню. Но уже в апреле 1672 года в возобновленной обители торжественно был освящен вновь отстроенный храм.
Впервые Самарский монастырь упомянут в официальных документах 1670-1680 годов.
По окончании русско-турецкой войны (1681 г.) для монастыря настал период благоденствия. Расквартированные в Самари казаки и военные еруглярной армии жертвовали значительные суммы в пользу монастыря. На территории обители были построены новые помещения, мельницы, устроены пасеки, мастерские по изготовлению свечей. Опустошение монастырю принесло нашествие саранчи. Как написано в летописях, «… угодья обители почернели, келии остались без братии, а церковь долго стояла без пения».
В 1688 году монахи этого монастыря поддержали запорожских казаков, которые были против строительства Новобогодицкой крепости (она могла бы быть использована в качестве плацдарма для казней казаков), и стрельцы князя В.В. Голицына учинили в монастыре погром, предав пыткам монахов.
В 1690 году монастырь постигло еще одно несчастье: почти все население монастыря и большая часть жителей погибли от эпидемии, после которой монастырское имущество, в том числе и архив, были уничтожены.
Еще не один раз монастырь будет уничтожаться, и не один раз восставать из пепла. Так, в очередной раз монастырь был разрушен во время восстания Мазепы: запорожцы, отступая в Олешки, забрали часть монастырского имущества с собой, а часть оставили. Управление монастырем было поручено архимандриту Азово-Предтеченского монастыря Осипу. Однако в 1711 году монастырь был в очередной раз разрушен татарами.
В 1720 году монастырь был восстановлен по инициативе и на средства полковника Д.П. Апостола, будущего гетмана, и его сына П.Д. Апостола. Они пригласили из Киево-Межигорского монастыря иеромонаха Иоанна, который был поставлен настоятелем.
В 1736 году на Самарчуке было крупное сражение между татарами и запорожцами. Казаки окружили обитель, но взять ее приступом не решились. Под утро осажденные казаки увидели над монастырем лик, похожий на святителя Николая. Необъяснимое чувство повлекло их на молитву в храм. И тут казаки увидели второе чудо – сияние вокруг Самарской иконы Божией Матери. заступницы своей. Радость и отвага наполнила их сердца, они вышли навстречу супостатам и победили. Божия Матерь и святитель Николай не раз еще спасали казаков и монастырскую братию в лихую годину.
В 1739 году монастырь был полностью обновлен и вернул себе значение религиозного центра Запорожья. В то время при монастыре существовали школы и больницы, а численность крестьян, вотчинников и прислуживающих, которые работали на монастырь, достигала 500 человек. Монастырю принадлежали слобода Черненная, четыре хутора, озеро Соленое и речка Протовча, мельницы и пасеки, в общей сложности 18 698 десятин земли.
В обители принимали постриг, умерли и были похоронены многие запорожские старшины: кошевой атаман Филипп Федоров, военный толкователь Иван Швыдкий, военный писарь Дмитрий Романовский, военный судья Моисей Сухой и другие.
После уничтожения Запорожской Сечи в 1780 году монастырь приписан к Киево-Межгородскому монастырю. А в 1791 году его сделали загородной резиденцией Екатеринославских архиереев.
В 1787 году по инициативе известного Кирилла Николаевича Тарловского, которого прозвали «дикий поп», вместо старого деревянного собора был построен новый каменный Николаевский собор с приделами в честь святителя Николая Чудотворца, иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и во имя святых мучеников Кирика и Иулиты. В 1815 году сооружена трапезная Преображенская церковь, в 1838 году – храм святого Георгия Победоносца. В 1828 году к Николаевскому собору пристроены архиерейский дом и колокольня. За колокол, весом в 169 пудов 22 фунта, приобретенный в XVIII веке, запорожские казаки выложили огромную по тем временам сумму – 8320 рублей 90 копеек.
Долгое время в монастыре сохранялись иконы Божией Матери «Самарская» и святителя Николая, а также 4 запорожских креста. К сожалению, сегодня судьба всех этих реликвий неизвестна.
«Справочник Екатеринославской епархии за 1908 год» сохранил до нашего времени следующие сведения: «Когда основан монастырь, неизвестно, но, по некоторым данным, видно, что в 1700 году уже существовал. Храмы монастыря:
1-я каменная, колокольня отдельно такая же, трехпрестольная: 1-й –средний – во имя Николая Чудотворца, 2-й – северный – Всех Скорбящих Радости и 3-й – южный – во имя мучеников Кирика и Иулиты;
2-я каменная, однопрестольная – во имя Георгия Победоносца; без колокольни;
3-я деревянная, домовая – во имя Преображения Господня, без колокольни, здесь же и трапезная.
Все необходимые службы при монастыре имеются.
Угодья монастыря: 444 десятины и 1927 квадратных саженей земли, из которой 243 десятины и 141 квадратная сажень под дубовым лесом.
Сведения о монашествующих:
- исполняющий должность заведующего Самарским загородным архиерейским домом иеромонах Анатолий, в миру Адриан Сидоров, 66 лет, домашнего образования;
- иеромонах Платон (Петр Рыжков), 64 лет, домашнего образования;
-иеромонах Игнатий (Игнатий Приходько), 70 лет, домашнего образования;
- иеродиакон Трифон (Терентий Кочерга), 46 лет; в 1900 году утвержден ризничным, а в 1901 году – казначеем сего монастыря;
- иеродиакон Спиридон (Симеон Смитана), 67 лет, домашнего образования;
- монах Паисий (Петр Дмухайлов), 63 лет, неграмотный, слепой;
- монах Евсевий (Ефим Брагинец), 62 лет, малограмотный;
- послушников 5 человек».
Далее, вплоть до 1917 года, исторические сведения о монастыре весьма отрывочные. Известно лишь, что во время первой мировой войны монастырь был действующим. Как Самарский монастырь перенес октябрьский переворот, гражданскую войну и последующие события документальных сведений пока не найдено.
Но известно, что после революции 1917 года монастырь занимали приверженцы так называемой соборно-епископальной церкви (сторонники архиепископа Григория). В монастыре было 25 послушников.
К середине 20-х годов ХХ века монастырь начали заселять инвалидами гражданской войны. Из года в год их число увеличивалось, и в 1930 году обитель закрыли и передали под дом инвалидов. А после Великой Отечественной войны обком партии принял решение организовать здесь дом для одиноких престарелых металлургов. Дом-богадельня обзавелся большим хозяйством, и началось быстрое строительство разных пристроек в стиле «сталинский ампир». От прежнего вида монастырских построек не осталось и следа.
После перевода этого заведения в 1960-е годы в другое место в монастыре устроили интернат для психически больных девочек.
В 1994 году было принято решение о создании на территории интерната женского монастыря. Возрождать мужской по понятным причинам было невозможно. Предполагалось, что соседство с монастырем будет благотворно влиять на воспитанниц интерната, но Божиим Промыслом было предначертано возвратить монастырю его назначение. Насельницы во главе с игуменией Мариной были переведены на восстановление Свято-Тихвинского женского монастыря в город Днепропетровск. А на исконной территории Самарского Пустынного Свято-Николаевского монастыря началось возрождение мужской обители. Больных девочек перевели в другие интернаты. В 2001 году Высокопреосвященнейший Архиепископ Ириней благословил иеромонаха Досифея (Савелова), служившего здесь настоятелем Свято-Николаевского храма, быть наместником и заниматься восстановлением разрушенного монастырского хозяйства.
Уже выполнены ремонт фасада, замена полов, проводка новых линий электро- и водоснабжения во внутренних помещениях трапезного комплекса. Построены новая просфорная и трапезная для паломников. В трапезном храме устроены алтарь и иконостас, сделана роспись. Серьезные работы проведены по восстановлению подземного храма Кирика и Улиты, который находится под старыми монастырскими постройками. Впечатляют своей монументальностью массивные арочные своды потолков, выложенные из кирпича, и оставшиеся на стенах фрески святых.
Кстати, толщина монастырских стен достигала полутора метров. Выложенные из красного кирпича, выдержавшие не одну осаду, они и сейчас поражают впечатление каждого посетившего монастырь.
Благоустраивается территория, идут работы на приусадебном хозяйстве, заготавливаются продукты и корма для домашних животных на зимний период.
Все работы проводятся руками братии и приезжающих в этот живописный уголок паломников, а также прихожан монастыря.
Сейчас в монастыре – 12 человек братии, из них 2 монаха;
эконом из прихожан Павлов Игорь Николаевич, старшая сестра – панихидница Журавлева Пелагея Дмитриевна (бывшая келейница схимницы Анны).
Библиотека монастыря насчитывает 1500 экземпляров, 60 видео- и аудиокассет. Регулярно выходит «Самарский листок». Повседневная жизнь братии проходит в несении различных послушаний. Через день для заключенных в ИВС передаются благотворительные обеды.
В Самарском монастыре погребены правящие архиереи: 1. Архиепископ Афанасий (Иванов) – скончался 18.08.1805 г.; 2. Архиепископ Платон (Любарский) – скончался 20.10.1811г.;
3. Архиепископ Иов (Потемкин) – скончался 28.03.1823 г.; 4. Архиепископ Онисифор (Боровик)– скончался 20.04.1828 г.; 5. Епископ Серапион (Маевский) – скончался 05.12.1891г.

Богослужения проводятся ежедневно.


Наместник – архимандрит Досифей (Савелов Константин
Владимирович)


ТИХВИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Престольный праздник – 9 июля

Адрес: 49006, г. Днепропетровск, ул. Чичерина,171
Телефоны – 8 (0562) 34-24-33, 8 (056)770-35-14

Возникновение и дальнейшая судьба Тихвинского женского монастыря являют собой живой пример дивного Промысла Божьего. На создание обители была воля Пресвятой Богородицы, которая открылась следующим образом.
В 1862 году монахиня Браиловского монастыря Феонила (Ефремова) направлялась в Одесский Черноморский монастырь, намереваясь остаться в нем, так как родом она была из тех мест. Путь лежал через город Киев. Здесь она зашла к старцу Феофилу за благословением. Старец благословил путешествие, но сказал, что в Одесском монастыре она жить не будет, а при возвращении в город Браилов на полпути остановится и станет трудиться вместе с родственницей в обители, которая будет уделом Богородицы.
По неизвестным причинам монахиня Феонила действительно в Одесском монастыре долго не жила, а поехала в Ростов-на-Дону. Через некоторое время, похоронив своих родных, взяла с собой семилетнюю племянницу-сиротку Евдокию Ефремову и направилась в обратный путь, в Браилов. Ехали на лошадке. Промыслом Божиим путешественницы приближались к назначенной им цели. Дорогой девочка заболела, и монахиня Феонила вынуждена была остановиться на полпути к Браилову в городе Екатеринославе. Монашеская жизнь Феонилы привлекла внимание екатеринославских купцов, у них возникло желание создать в городе девичий монастырь. Узнав об этом, монахиня вспомнила слова старца, поняла их смысл и обратилась к правящему Епископу Платону (Троепольскому) за благословением на открытие монастыря. Преосвященный Платон ходатайствовал перед Священным Синодом, и вскоре было получено разрешение на открытие в Екатеринославе девичьего монастыря. Таким образом, основание обители в виде общины относится к 1867 году, а переименована община в монастырь в 1877 году.
Активным участником в деле открытия монастыря и усердным попечителем обители был монах архирейского дома Трифон (Новгородский). Он вызвал из Золотоноши монахиню Мелетию, председательницу общины, и отдал ей доставшиеся ему после смерти родителей деньги для устройства монастыря.
Активно участвовали в этом святом деле купцы Жировы, Гусевы, Бабушкины, Пчелкины, Ефановы, Алексеенко, Рыбаковы и другие. Сергей Рыбаков открыл свой кирпичный завод, и из вырабатываемого кирпича были построены собор, зимняя церковь и все здания монастыря. После объявления о купле участка земли под монастырь предлагалось множество вариантов, но благодетели решили приобрести землю только вблизи Екатеринослава. Священник кладбищенской церкви Александр Белый жил один в собственном домике. Вот этот участок в 30 десятин с лесом в трех верстах от города и был куплен для обители. Теперь встал вопрос: во имя кого будет построен монастырь?
Одни предлагали – во имя Вознесения Господня, так как основание будущей обители произошло 6 мая 1866 года, в праздник Вознесения. Другие – во имя Казанского образа Божией Матери, который был почитаем в Троицкой церкви (ныне кафедральный собор). Третьи – во имя святых, имена которых они носили, но, поскольку купцов было много, опять получилось разногласие. Тогда обратились к епископу Платону. Епископ пригласил монахиню Феонилу. Она передала предсказание старца, что поселится в обители, которая будет уделом Богородицы. Осталось решить, во имя какого святого образа или события, связанного с именем Богородицы, будет названа обитель. И опять было множество предложений. Но епископ остановил разногласия следующим решением: он благословил трехдневный пост с молитвой, отслужили молебен Царице Небесной и написали записку, в которой были указаны во имя какого образа или события будет названа обитель…
Со страхом и благоговением все разошлись, молясь Царице Небесной открыть Ее волю.
К концу поста Марии Гусевой во сне представилась обитель ей неизвестная. В ней - Святой Образ Владычицы, пред которым иноки воспевали: «Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом заступница». Со страхом и трепетом Мария хотела приложиться к сему Святому Образу, как вдруг неземной голос ее остановил: «Сим образом хочу пребывать на месте основания обители».
Проснувшись, Мария пошла к епископу Платону и поведала о своем сне. Преосвященный Платон принял сие за волю Владычицы и просил Марию описать увиденный ею Святой Образ. После долгих поисков узнали, что сим Образом Владычица пребывает в городе Тихвине. Епископ Платон ходатайствовал перед Священным Синодом о взятии копии сего Образа для создания обители в Екатеринославе. Благословение было получено, и в город Тихвин были посланы купец Рыбаков Сергей, Мария Гусева и монахиня Феонила.
Каково было их изумление, когда они увидели в Тихвинском монастыре множество иноков, предстоящих пред Святым Образом Богородицы и воспевающих: «Радуйся, Владычица, милостивая о нас пред Богом заступница»…
Услышали посланники и рассказ о чудесном пребывании Святого Образа в обители. Образ сей был написан в Царьграде святым Апостолом Лукой, но за прегрешения жителей города трижды скрывался и появлялся. Последний раз Образ не вернулся в Царьград, а был носим Ангелами на воздусе над Русской землей. Первыми его увидели рыбаки, ловившие рыбу на Волге. Они побежали в город и рассказали о видении священникам и жителям. Быстро собравшись, все духовенство и горожане вышли к берегу, молебно взывая: «Прииди к нам, Царице, сниди, Владычице». Над городом Тихвином Святой Образ остановился и опустился на место, где ныне устроена обитель. По месту явления Святой Образ стал называться Тихвинским. Он является главной святыней обители и всего города.
При нашествии татар в 1533-1534 годах Святой Образ Божией Матери был вставлен в монастырскую стену с маленьким оконцем, перед которым была зажжена лампада. Но в монастырском храме была оставлена Его копия, написанная на древе. Татары сожгли многие храмы, пожар коснулся и Тихвинского монастыря, но копия Образа Богородицы одна осталась несгоревшей, а только почернела. Этот Святой Образ и был передан обители города Екатеринослава в благословение. Икону с акафистным пением иноки внесли на пароход, затеплили пред Святым Образом лампады, зазвонили колокола в монастыре, и пароход направился по рекам Тихвинке, Волге и Днепру к Екатеринославу.
На сретение Святого Образа вышли Преосвященный Платон с духовенством и множество народа. Колокольный звон сливался с пением, на глазах встречающих были слезы радости. Как в Тихвине, так и в Екатеринославе чаяли милости Богородицы, взывая молебно: «Прииди к нам, Царице, сниди Владычице».
Архиерей снял с парохода Образ Божией Матери. На берегу был отслужен молебен с пением акафиста по чину, совершаемому ежесубботно. Крестным ходом Святой Образ под пение тропаря «Днесь, яко солнце пресветлое возсия…» был перенесен на место основания обители. Здесь также был совершен молебен. Святой Образ был обнесен по углам града обительского, затем торжественно отнесен в Троицкую церковь и поставлен временно, до окончания строительства зимнего храма, со многою честию у первой правой колонны. В 1867 году к празднику святой равноапостольной Марии Магдалины Святой Образ торжественно был перенесен в храм обители и водворен за правым клиросом. Здесь он находился до окончания строительства собора, а в 1874 году был торжественно перенесен в собор и также поставлен за правым клиросом. Святой Образ Владычицы прославился многими чудесами, многие верующие обрели перед Ним утешение и вразумление.
По благословению Святейшего Синода Преосвященным епископом Платоном из Золотоношского монастыря были вызваны монахини Олимпиада (Милютина), Людмила (Архангельская), Анисия (Куликова), Анфия (Пойда) и другие. Монахиня Феонила была деятельной участницей в деле открытия и устройства монастыря и близкой помощницей первой настоятельницы обители монахини Марии (Новгородской). Спустя несколько лет, в 1887 году, настоятельница монастыря монахиня Мария была возведена епископом Платоном в сан игумении и, дожив до старости, приняла схиму с именем Мелетии. После кончины в 1893 году она была погребена в склепе собора.
В «Справочнике Екатеринославской епархии за 1908 год» сохранились о монастыре такие сведения: « Екатеринославский Тихвинский общежительный монастырь основан в 1867 году, первоначально был общиною, а в 70-х годах переименован в общежительный.
Храмы монастыря:
1. В Варваринской церкви два престола: 1-й – в честь святой великомученицы Варвары, 2-й – в честь святой равноапостольной Марии Магдалины.
2. В Тихвинской церкви три престола: 1-й – в честь Тихвинской иконы Божией Матери, 2-й – в память Вознесения Господня, 3-й (с левой стороны) – в честь Казанской иконы Божией Матери. Обе церкви каменные, с такими же колокольнями.
Церковно-приходская школа в собственном доме в г. Екатеринославе, обучается 60 девочек.
Помещение для сестер монастыря имеется, а также все необходимые хозяйственные постройки.
Угодья монастыря – 500 десятин земли, пожертвованной князем Кудашевым, и другой участок земли в 200 десятин, купленный на собственные средства игумении Олимпиады.
Сведения о монашествующих:
- настоятельница, монахиня Констанция;
- казначея, монахиня Ефимия ( Мария Полякова), 50 лет, обучалась в Золотоношском женском монастыре; в монастыре с 1884 года, в монашестве с 1902 года;
- благочинная, монахиня Евпраксия ( Евфимия Целовальникова), 74 лет, домашнего образования, в монастыре с 1846 года, в сем Тихвинском с 1867 года, в монашестве с 1877 года;
- монахинь – 47;
- рясофорных послушниц – 36;
- белиц – 168.
Сведения о причте монастыря:
- священник Алексий Мефольев Кириллов, 45 лет, студент духовной семинарии, состоит духовным следователем Екатеринослава и законоучителем церковно-приходской школы;
- священник Андрей Захариев Чернов, 36 лет, окончил курс духовной семинарии, состоит законоучителем городского мужского начального училища и частной школы».
Архивные сведения 1910 года подтверждают, что в обители действовали те же два каменных храма с колокольнями. Угодья обители составляли 700 десятин земли.
Известно имя еще одной игумении - Евфалия.
С 1917 года на Руси было смутное время, закрывались храмы Божии и монастыри. Насельницы Тихвинской обители неоднократно подвергались издевательствам проходивших банд, но по воле Владычицы среди них жертв не было. Перед окончательным закрытием монастыря в 1925 году по воле Царицы Небесной Святой Чудотворный Образ монахиням удалось вынести, хранился он до 1942 года в квартире монахини Геннадии.
Во время оккупации Днепропетровска начали открываться храмы Божии. Монахини, проживавшие в городе, возбудили ходатайство перед правящим епископом Дмитрием об открытии монастыря. К счастью, все здания монастыря, кроме сожженного собора, сохранились. Преосвященный Дмитрий, выслушав молитвенную просьбу монахинь, обратился к Митрополиту Киевскому и получил благословение на повторное открытие обители.
Епископ Дмитрий стал активным руководителем возрождения монастыря. Решено было восстановить зимний храм, а до окончания ремонта проводить богослужения в здании просфорни, в которой была устроена церковь во имя святой великомученицы Варвары. По благословению правящего архиерея созывались бывшие насельницы, съезжались инокини. После окончания ремонта Варваринского храма с трепетной молитвой Чудотворный Образ Божией Матери был перенесен из квартиры монахини Геннадии в монастырский храм, по восстановлении же зимнего храма Образ был перенесен на первоначальное место.
Это был 1943 год. Сестры принялись за благоукрашение святого монастыря. Множество народа стекалось сюда. Игуменией монастыря была назначена монахиня Геннадия, которая с малых лет несла послушание в Тихвинской обители и 17 лет хранила Святой Образ Богородицы в своей квартире. Несмотря на преклонный возраст, игумения Геннадия много сил положила на восстановление обители и храмов. В 1946 году по немощи она была уволена на покой архиепископом Андреем (Комаровым).
Летом 1946 года управление монастырем было передано монахине Ксении, прибывшей в Днепропетровск из Крымской епархии.
Игумения Ксения старалась улучшить состояние монастырских храмов и жизнь самого монастыря. Управляла она монастырем до зимы 1958 года (к этому времени монастырь жил уже полной жизнью) и была уволена на покой по старости и немощи архиепископом Гурием (Егоровым). Новой настоятельницей была назначена монахиня Руфина, проведшая свою жизнь в обители с молодых лет, начиная с тяжелых послушаний, отразившихся на ее здоровье, и пережившая с сестрами весь страх смутного времени. Весной 1959 года монахиня Руфина была возведена архиепископом Гурием в сан игумении с вручением жезла. К этому времени монастырь имел поддержку как епархии, так и прихожан, продолжались богослужения в храмах, насельницы монастыря вели строгую уставную жизнь…
Но наступил роковой день – 5 августа 1959 года. Это был день скорби, слез и терзаний, день, оставивший тяжелый отпечаток в жизни насельниц и православных людей города: неожиданно для всех монастырь был закрыт, и в нем разместили интернат для умственно отсталых детей.
И снова с глубокой скорбью, отчаянием и слезами насельницы разъехались по частным квартирам, а Святой Чудотворный Тихвинский Образ Божией Матери был снова перевезен и поставлен в Троицком соборе у первой колонны с правой стороны, как в первые дни Его прибытия в град сей!..
Духовная жизнь в обители стала возрождаться в1997 году, когда по благословению Архиепископа Иринея сюда были переселены сестры из Самарского монастыря, ставшего мужским. Ранее это было невозможно, потому что на территории монастыря был расположен интернат для умственно отсталых девочек. Игумения Марина (Ткачук) с сестрами взялась за восстановление обители. В первое время никаких удобств для проживания здесь не было, поэтому одновременно с молитвенным подвигом сестры стали восстанавливать одноэтажный келейный корпус, в который вскоре и переселились. 17 декабря 1997 года, в день памяти святой великомученицы Варвары, в Свято-Варваринском храме обители впервые после многих лет был отслужен молебен. А с февраля 1998 года возобновились богослужения.
9 июля 1999 года в жизни обители произошло торжественное событие – после Божественной литургии из Свято-Троицкого кафедрального собора в монастырь крестным ходом была перенесена святыня Тихвинской обители – икона Божией Матери «Тихвинская». По благословению Архиепископа Иринея с этого времени, как прежде, каждую пятницу пред Святым Образом Богородицы читается Акафист, сопровождаемый песнопениями и величанием Царицы Небесной!
В 2000 году на месте разрушенных стен между келейным и школьным корпусом была восстановлена большая каменная монастырская трапезная, в которой был устроен храм. В нем совершались богослужения во время реконструкции Свято-Варваринского храма. Освящение восстановленного храма совершил митрополит Ириней 16 апреля 2001 года.
Сегодня обитель расцветает! Множество паломников и богомольцев посещают этот удел Божией Матери. Клир Свято-Варваринского храма насчитывает уже четыре священнослужителя. Ежегодно в дни Великого поста правящий Архиерей Митрополит Ириней с архипастырским визитом посещает святую обитель и совершает монашеские постриги. 11 апреля 2006 года монастырь пополнился тремя схимницами, четырьмя инокинями и тремя послушницами. При монастыре организована воскресная школа, в которой обучается 50 детей. На великие церковные праздники воспитанники организуют концерты и благотворительные выезды в детский интернат и дом престарелых. С недавнего времени детский хор стал принимать участие в пении во время богослужений. В обители создан молодежный хор, который является участником международных фестивалей «Від Різдва до Різдва» и Пасхальных песнопений.
По субботам священники читают лекции для взрослых прихожан. В конце 2005 года при монастыре был утвержден методический кабинет епархиального управления, основной задачей которого является подготовка учебной программы по христианской этике в общеобразовательных школах и повышение квалификации светских учителей и педагогов воскресных школ. На базе методкабинета проходили семинары и педагогические конференции.
С каждым годом, с каждым днем обитель увеличивается числом насельниц, паломников и богомольцев. На сегодняшний день в монастыре 50 насельниц.
2006 год ознаменован многими преобразованиями. Ровно 140 лет исполнилось со дня основания Свято-Тихвинской обители (1866-2006 годы). Под активным руководством игумении Зосимы реконструирован храм великомученицы Варвары, обновлен его внутренний интерьер. Ремонтно-строительные и отделочные работы произведены по фасаду здания с заменой крыши и куполов на новые, увенчанные золочеными крестами. Все корпуса монастыря ( два сестринских, трапезный, летняя кухня) и ограда обновлены и окрашены. Территория асфальтирована, вымощена тротуарной плиткой. Оформлены цветочные клумбы.
По своему уставу Свято-Тихвинский монастырь общежительный. Монахини живут в двух корпусах, при этом у каждой монахини есть своя келия, в которой она упражняется в чтении святоотеческих книг и рукоделии. Наряду с келейной молитвой и богослужением в храме основу монашеской жизни составляет труд. Повседневная жизнь сестер проходит в несении различных послушаний. Поочередно круглосуточное чтение неусыпаемой псалтири совершают насельницы с поминанием имен о здравии и упокоении. Обитель принимает от богомольцев заказные требы на сорокоуст, молебны, панихиды, крещения и другие таинства.
Много людей приходит в обитель, чтобы помолиться перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы. Приходят письма из-за рубежа: из Канады, Америки, Италии, Иерусалима и Сингапура – с просьбой о молитвенной помощи с заказами молебнов перед Святым Образом. Тихвинская икона Божией Матери – настоящий источник радости, утешения, исцеления, жизни, всяких духовных благ и дарований. Святой Образ Владычицы прославляется и по сей день многими чудесами, за что благодарные люди украшают икону драгоценностями.
По благословению Высокопреосвященнейшего Иринея, Митрополита Днепропетровского и Павлоградского, летом 2005 года монастырь приобрел скит в селе Орловщина, именуемый в честь преподобного Серафима Саровского. Сестры, труждающиеся на подсобном хозяйстве и скотном дворе, регулярно обеспечивают обитель молочными и другими продуктами. На территории скита готовится строительство часовенки. От воды из источника в скиту засвидетельствованы исцеления больных. В настоящее время ведутся восстановительные работы и строительство хозяйственных помещений. Также по благословению Владыки Иринея осенью 2001 года обитель приобрела скит в селе Волосское под Днепропетровском. Там устроено монастырское кладбище. 21 июня 2003 года на нем была похоронена монахиня Ангелина, мирно отошедшая ко Господу. В настоящее время скит используется приходом храма в честь архистратига Михаила. В мае 2003 года обители был передан еще один скит в поселке Карнауховка.
На территории монастыря восстановлена теплица, планируется в ближайшее время строительство здания крестильной и домика священника. На территории, ранее принадлежащей монастырю, сохранились остатки фундамента разрушенного в богоборческое время Свято-Тихвинского собора, восстановление которого будет возможным, когда монастырю возвратят ранее принадлежащие земли и владения.
Первая настоятельница восстанавливаемого монастыря игуменья Марина (Ткачук Мария Андреевна) была пострижена 18 апреля 2005 года в схиму с именем Матрона. Управление монастырем поручено игуменье Зосиме (Сварчевской).
Жизнь обители продолжается. При незримой помощи Владычицы нашей Богородицы совершают сестры монашеский подвиг, отдавая свой труд и свои святые молитвы на служение Богу и людям.

Эта краткая история монастыря составлена по сохранившимся записям, воспоминаниям насельниц обители, игумении Геннадии и других монахинь.

Богослужения в Свято-Тихвинском монастыре совершаются ежедневно в следующем порядке:
6 часов – утренние молитвы с чтением канонов и акафистов дня;
7 часов 25 минут – часы;
7 часов 40 минут – Божественная литургия;
15 часов 45 минут – вечернее богослужение;
00 часов – полунощница.

В монастыре читается Неусыпаемая Псалтирь.

Настоятельница монастыря – игумения Зосима (Сварчевская Зинаида Васильевна)
 [1-4] 

Фотогалерея
26 апреля - День Чернобыльской трагедии (70) Далее 

Архипастырское благословение новобранцев на военную службу (25) Далее 

Архипастырские богослужения в первую седмицу Великого поста (25) Далее 

Храмовый комплекс «Иверской» иконы Божией Матери отметил свое 15-летие (43) Далее 

Чайковский в исполнении маэстро из Португалии на «Острове классики» (74) Далее 

«Международная Киноассамблея на Днепре-2013» (63) Далее 

Гала-концерт XX Всеукраинского фестиваля "От Рождества к Рождеству" (45) Далее 

XX Всеукраинский фестиваль "От Рождества к Рождеству" (41) Далее 

Многовековая традиция освящения вод Днепра в Днепропетровске (27) Далее 

Навечерие Богоявления 2013 (25) Далее 

Наши координаты: тел. 8 (056) 744 48 49 факс 8 (056) 744 48 49 e-mail: MITROPOLITIRINEY@mail.ru
RSS-материал

Rambler's Top100
Главный редактор - митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней
Ответственный редактор - священник Димитрий Феднов
Фотокорреспонденты : Николай Ничипорук , священник Георгий Скубак, священник Димитрий Феднов
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Design by © 1998-2012 FlexSolution
Programming by (с) 2007-2012 Varkon Ltd