Троицкая церковь
Новости епархии
18.06.2013
За миссионерские труды телестудия «Лествица» награждена церковным орденом
Духовная жизнь Днепропетровщины и самого областного центра уже давно немыслима без центра прав... Далее 
17.06.2013
В городском поселении «Мирный» митрополит Ириней освятил Христово-Рождественский храм
15 июня 2013 года, в день памяти святителя Никифора исп., патриарха Константинопольского, управляющи... Далее 
17.06.2013
Архиерейское богослужение в неделю святых отцов I Вселенского Собора
16 июня 2013 года – Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора. Воскресение, предшеству... Далее 
Предстоящие события
08.05.2013
Праздник благотворительности и милосердия «Белый цветок»
В пасхальное воскресенье святых жен-мироносиц, 19 мая 2013 года, по благословению митрополита Днепро... Далее 
29.03.2013
«Совместная молитва» – акция молитвенного единства православной молодежи Украины
С целью духовного объединения в Великий пост православной молодежи Синодальный отдел УПЦ по делам мо... Далее 
18.03.2013
Архипастырские богослужения в Первую седмицу Великого поста
18 марта 2013 года начались спасительные дни Святой Четыредесятницы. В первую седмицу Великого поста... Далее 
Главная страница / Статьи / ПРОТОИЕРЕЙ ИГОРЬ ОСАДОВСКИЙ: «ЛЮДЯМ, ПЕРЕЖИВШИМ ПОТЕРЮ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА, ХОЧУ ПОЖЕЛАТЬ НЕ ПРЕДАВАТЬСЯ УНЫНИЮ О ВРЕМЕННОЙ РАЗЛУКЕ, А ЖИТЬ ПРЕДВКУШЕНИЕМ РАДОСТИ БУДУЩЕЙ ВСТРЕЧИ В ЦАРСТВЕ НЕБЕСНОМ»
Популярная днепропетровская газета «Горожанин» продолжает рубрику встреч со священнослужителем Днепропетровской епархии, в которых представитель Церкви объясняет важность и значение священных Таинств и обрядов, а также предостерегает горожан от суеверных и народных традиций, глубоко укоренившихся в обществе. На этот раз разговор шел о смерти человека и его погребении. Беседа состоялась накануне Димитриевской родительской субботы.
«Любые добродетели будут бесполезны, если в человеке нет рассуждения».
Блаженный Августин

«Народные традиции» похорон – это суеверия, отголосок язычества или канонический ритуал? На этот вопрос журналистов «Горожанина» ответил настоятель Свято-Георгиевского мемориального храма в честь погибших работников правоохранительных органов в Днепропетровске, кандидат богословия протоиерей Игорь Осадовский.
— Начать стоит с того, что православное отпевание не производится как магический ритуал. Если человек атеист, мы не вправе навязывать ему после смерти того, чего он не принимал при жизни. За упокой его души можно молиться в частном порядке, дома или в церкви – Господь слышит любую молитву.
С чем вам приходится сталкиваться, когда человек умирает, его приносят на кладбище, чтобы похоронить?
— Все начинается еще раньше. Зачастую родственники и близкие умершего пребывают в стрессовом состоянии и вообще не знают, что им делать. Пользуясь этим, в дом тут же набиваются бабушки, которые «знают, как правильно». Нередко они являются носителями самых безобразных суеверий - например, воду, которой обмывали тело, стараются собрать для последующего использования в колдовских целях, называя ее мертвой водой. На самом деле обмывание ничего общего с мистикой не имеет, оно совершается из соображений гигиены, и грязная вода подлежит немедленной утилизации.
В комнате с покойником должно находиться как можно меньше людей. Категорически запрещается сидение над трупом и дыхание трупными ядами – как по санитарным, так и по церковным правилам. Вообще труп не должен ночевать в доме – раньше на кладбищах были часовни, где усопшие находились трое суток, над ними читалась Псалтырь, проводились богослужения. Но чтобы это восстановить, нынешние кладбища должны находиться в ведении церкви, а не в руках криминальных группировок, как сегодня.
Откуда взялся обычай завешивать зеркала в доме покойника?
— По первой версии – чтобы покойник ночью не выглядывал оттуда и не пугал родственников. По второй – душа, которая находится в доме, может испугаться, не увидев своего отражения в зеркале. Легко заметить, что эти объяснения друг другу противоречат, но суеверных людей это не заставляет задуматься.
Нужно ли класть в гроб водку, например, и сигареты, как это часто делают?
— А зачем? Всегда, когда говорят, что «так положено», следует задавать этот вопрос: зачем? Покойнику они там будут нужны? Да, в гроб кладут и карты, а одному гуляке при мне положили даже презервативы. Это - отголосок язычества, когда вместе с умершим хоронили и коней, и жен. Цыган и сейчас так хоронят – с телевизорами, а одному даже машину туда загнали. Понятно, что все это является только лишней приманкой для гробокопателей.
Какие еще распространенные поверья не имеют отношения к христианскому поминовению?
— Значение обычая не давать родственникам покойника свечи во время заупокойного богослужения вообще никто объяснить не может – одна баба сказала, другая добавила. На самом деле свеча является символом молитвы, а в молитве церковь никому не отказывает. Также суеверные люди особо ревностно относятся к развязыванию пут (веревок), которыми были стянуты руки покойного: якобы, иначе он не сможет на том свете бегать-прыгать. Опять же, когда хоронили в саванах, их ведь не разрезали во время похорон.
Как церковь относится к обычаю носить на могилу завтрак, утром после похорон «будить душу»?
— Это чисто днепропетровское суеверие, нигде в других краях не встречающееся. Если уж так хотите «разбудить душу», принесите утром на могилу советский металлический будильник, который способен поднять даже мертвого, заведите его и посмотрите – вылезет кто-нибудь из могилы или нет.
На девятый и сороковой дни принято приходить на кладбище для поминок…
— Приходить на могилу близкого человека можно хоть все сорок дней, в светлое время суток – церковные каноны запрещают нахождение на кладбище между закатом и рассветом. Но не стоит приносить туда еду или тем более спиртное – поминальную трапезу следует совершать дома или в столовой. Невзирая на бытующие поверья, во время обеда можно и нужно пользоваться всеми столовыми приборами. Вообще поминальный обед – это обычай светский, хотя и неплохой, если он не переходит в пьянку. Правильно совершенное христианское поминовение – это личное участие родственников и друзей усопшего в церковных таинствах покаяния (исповеди) и причащения (Евхаристии) в 9 и 40 день по смерти, после чего совершается заупокойное богослужение – парастас. После 40 дней поминовение можно совершать по усердию и обязательно – во все поминальные «родительские» субботы.
Людям, пережившим потерю близкого человека, хочу пожелать не предаваться унынию о временной разлуке, а жить предвкушением радости будущей встречи в Царстве Небесном, и в память об усопшем творить добрые дела.

Беседовал Григорий Глоба
Газета «ГОРОЖАНИН»
 [1-3] 

Фотогалерея
26 апреля - День Чернобыльской трагедии (70) Далее 

Архипастырское благословение новобранцев на военную службу (25) Далее 

Архипастырские богослужения в первую седмицу Великого поста (25) Далее 

Храмовый комплекс «Иверской» иконы Божией Матери отметил свое 15-летие (43) Далее 

Чайковский в исполнении маэстро из Португалии на «Острове классики» (74) Далее 

«Международная Киноассамблея на Днепре-2013» (63) Далее 

Гала-концерт XX Всеукраинского фестиваля "От Рождества к Рождеству" (45) Далее 

XX Всеукраинский фестиваль "От Рождества к Рождеству" (41) Далее 

Многовековая традиция освящения вод Днепра в Днепропетровске (27) Далее 

Навечерие Богоявления 2013 (25) Далее 

Наши координаты: тел. 8 (056) 744 48 49 факс 8 (056) 744 48 49 e-mail: MITROPOLITIRINEY@mail.ru
RSS-материал

Rambler's Top100
Главный редактор - митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней
Ответственный редактор - священник Димитрий Феднов
Фотокорреспонденты : Николай Ничипорук , священник Георгий Скубак, священник Димитрий Феднов
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Design by © 1998-2012 FlexSolution
Programming by (с) 2007-2012 Varkon Ltd