Троицкая церковь
Новости епархии
18.06.2013
За миссионерские труды телестудия «Лествица» награждена церковным орденом
Духовная жизнь Днепропетровщины и самого областного центра уже давно немыслима без центра прав... Далее 
17.06.2013
В городском поселении «Мирный» митрополит Ириней освятил Христово-Рождественский храм
15 июня 2013 года, в день памяти святителя Никифора исп., патриарха Константинопольского, управляющи... Далее 
17.06.2013
Архиерейское богослужение в неделю святых отцов I Вселенского Собора
16 июня 2013 года – Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора. Воскресение, предшеству... Далее 
Предстоящие события
08.05.2013
Праздник благотворительности и милосердия «Белый цветок»
В пасхальное воскресенье святых жен-мироносиц, 19 мая 2013 года, по благословению митрополита Днепро... Далее 
29.03.2013
«Совместная молитва» – акция молитвенного единства православной молодежи Украины
С целью духовного объединения в Великий пост православной молодежи Синодальный отдел УПЦ по делам мо... Далее 
18.03.2013
Архипастырские богослужения в Первую седмицу Великого поста
18 марта 2013 года начались спасительные дни Святой Четыредесятницы. В первую седмицу Великого поста... Далее 
Главная страница / Статьи / Митрополит Волоколамский Иларион: «Большая трагедия современной молодежи в том, что она воспитывается не на классических образцах, а на посредственных, или даже на низкопробных образцах дешевой популярной музыки»

Эксклюзивное интервью председателя внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона еженедельной телепрограмме «информационное обозрение «Седмица» телекомпании «Лествица». Во время беседы речь шла о жизненном пути митрополита Илариона, об истоках его композиторского творчества, традициях, которым Владыка следует, и проповеди через музыку.
— Владыка, «Страсти по Матфею» слушали в Риме. Какой была там реакция? Мнение католиков не разнилось с мнением православных?

— Впервые «Страсти по Матфею» прозвучали в Москве 27 марта 2007 года, в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия, и нынешнего Святейшего Патриарха, тогда митрополита Кирилла. Реакция публики, как и 2 дня спустя в Риме, и в последующих случаях, когда исполнялись «Страсти по Матфею» в разных городах, всегда была одной и той же. И вы вчера видели эту реакцию. Я думаю, что реакция публики свидетельствует о том, что те мысли, чувства и переживания, которые я вложил в свою музыку, доходят до слушателя. Причем, история Страстей Христовых – это история универсальная. Ее никто не может приватизировать: ни православные, ни католики. Это история, которая касается сердца каждого человека. Потому что в этой истории каждый человек узнает самого себя. Свой собственный опыт, опыт окружающих людей. И мне хотелось через эту музыку, через это сочинение, прежде всего, донести до людей образ Христа. Христа, страдающего и умирающего за грехи людей.

— На какую аудиторию вы рассчитываете? И не отказались ли вы от своей идеи с помощью музыки привести людей в храм?

— Аудитория бывает самая разная. Когда пишешь книгу, или пишешь музыку, то не думаешь об аудитории. Думаешь лишь о том, как наиболее адекватно воплотить в слова и звуки то, что у тебя на сердце, то, что у тебя в душе. Аудитория бывает самая разная: это и люди церковные и воцерковленные, и люди, далекие от церкви. Когда я писал это сочинение, я хотел раздвинуть рамки традиционной церковной аудитории, и дать возможность людям, не посещающим храм, или не регулярно посещающим храм, приобщиться к духовному богатству Страстной Седмицы – к знанию тех богослужебных текстов, которые в это период звучат в храме. Потому что я знаю по общению с людьми вполне воцерковленными, что тексты Страстной Седмицы мало известны, и даже как-то проходят мимо людей. А между тем эти тексты дают комментарии к тем событиям, которые происходили 2000 лет назад в Иудее, когда наш Господь и Спаситель был предан смерти.

— Как вам кажется – почему молодежь с неохотой приобщается к классической музыке? Возможно ли изменить ситуацию?

— Я думаю, что это большая трагедия современной молодежи в том, что она воспитывается не на классических образцах, а на посредственных, или даже на низкопробных образцах дешевой популярной музыки. Потому что классическая музыка воспитывает в человеке высокие эстетические чувства. Она способна вдохновлять человека, она может поднять настроение, вывести человека из депрессии, она способна придать человеку силы. И очень хорошо, что есть такие проекты, как «Остров классики» в Днепропетровске, где классическая музыка пропагандируется и исполняется силами Церкви. Потому что мы привыкали, что если это церковный концерт, значит должны исполняться песнопения для хора, и исключительно песнопения из богослужебного обихода. А между тем в мире классической музыки есть очень много примеров высоко содержательной, возвышенной и глубоко религиозной музыки. И когда Церковь берет шефство над такими проектами, то я думаю, что это очень здорово.

— Владыка, страшно ли было музыкой прикасаться к последним дням жизни Спасителя?

— Последние дни жизни Спасителя мы всегда особо переживаем в дни Страстной Седмицы. Но, с другой стороны, каждый человек, который регулярно читает Евангелие, и размышляет о смысле жизни, о Христе, о его искупительном подвиге, он всегда об этом думает, и всегда этим живет. Поэтому, когда я взялся за произведение «Страсти по Матфею», эта тема для меня не новая, а тема, которую я переживал на протяжении многих лет. И для меня было вполне естественно посвятить музыку именно Христу, и именно последним дням земной жизни Христа. Мне кажется, что события, о которых идет речь – это кульминация и поворотный пункт всей человеческой истории. К этим событиям вновь и вновь должны возвращаться взоры и мысли людей.

— Владыка, еще недавно Ваше богослужение проходило в одном из музыкальнейших городов мира – в Вене. Там жили и творили многие величайшие композиторы. Это повлияло на Ваше творчество?

— Живя в Вене, я совершенно не участвовал в культурной жизни этого города. Я не посещал оперу, не ходил на концерты. Мое расписание было такое же, как и теперь, только сейчас оно очень перегружено: это богослужения, это поездки, это встречи. Все свое свободное время я посвящал литературной деятельности, а когда начал писать музыку — то и музыкальной деятельности.
Может быть, только близость могил композиторов, которые я посещал. Дело в том, что на центральном кладбище Вены находится наш русский Лазаревский храм. Это храм мы с Божьей помощью отреставрировали, и я довольно часто посещал это кладбище, в частности, для того чтобы следить за ходом ремонта. Поэтому посещал и могилы великих композиторов – Бетховена, Шуберта и Брамса, которые там похоронены. Вот эти композиторы как-то, возможно повлияли, но опосредовано. Главным же источником влияния в «Страстях по Матфею» был Иоганн Себастьян Бах.

— В Вашей музыкальной биографии был долгий перерыв - двадцать лет Вы не занимались музыкой. Как случилось, что Вы снова к ней вернулись?

— Я 20 лет не писал музыку, и вообще не предполагал, что когда-то вернусь к музыке, потому что музыку я совершенно сознательно бросил в 20-летнем возрасте, для того чтобы сосредоточиться на служении Церкви и на служении Христу. И мне тогда даже казалось, что музыка не совместима со служением Церкви. Несколько лет я даже запрещал себе слушать музыку. Но потом я стал слушать иногда музыку в свободное время, или во время работы. А вот то, что я на 40-м году жизни начал писать музыку, это для меня самого было полной неожиданностью. Потому что не было времени и возможности до того, но не было даже и такой потребности. И вдруг эта потребность возникла. Вдруг появились в моей голове какие-то музыкальные идеи, какие-то мелодии, причем в очень большом количестве, в большом изобилии.
И вот я начал довольно интенсивно писать музыку. Причем, специальных условий для этого не было, не было даже нотной бумаги. Я линовал обычный лист и записывал на нем мелодии. Потом обзавелся нотной бумагой, потом протодиакон Венского собора установил специальную программу, чтобы я мог записывать музыку. Причем, я писал в аэропортах, в самолетах, ведь никакого специального времени у меня для этого не было.
Вот, например, «Блаженны» в «Страстях по Матфею» были от начала до конца написаны в аэропорту Шереметьево в зале ожидания. Способствовали этому два стакана морковного сока, которые я перед этим выпил.

— Два года назад Вы написали симфонию на стихи псалмов «Песнь восхождения». Где и когда ее можно будет услышать?

— Эта симфония была написана за неделю, когда я находился на отдыхе в Финляндии. Она была исполнена осенью прошлого года, затем – в Рождественские дни. И в Пасхальный понедельник она будет исполняться на Пасхальном Фестивале в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя, в присутствии Святейшего Патриарха Кирилла. А дерижировать хором и оркестром будет Валерий Гергиев. Новых музыкальных идей у меня нет. Может быть, наступит еще один 20-летний перерыв.

— В Рунете появился сайт «Церковный композитор» – по Вашему благословению. Расскажите о его создании.

— На сайте «Церковный композитор» представлены сочинения нескольких церковных композиторов, и он имеет возможность расширяться. У меня, к сожалению, нет сейчас возможности следить за этим сайтом. На момент создания там присутствовали мои сочинения, Владимира Довганя, Антона Вискова, Андрея Микиты, Алексея Ларина, а сейчас там представлено около 15 композиторов. Это профессиональные композиторы, которые пишут церковную музыку или музыку на духовные темы. Задача этого сайта, чтобы сделать музыку современных церковных композиторов доступной людям.

— Когда появились ваши произведения, какова была реакция духовенства?

— Я не встречал никакой отрицательной реакции. И, возможно, тон задал покойный Патриарх Алексий тем, что он пришел на первое исполнение «Страстей по Матфею». Я его пригласил, но не ожидал, что он придет, тем более что этот концерт совпал с днем заседания Священного Синода. У Святейшего был очень напряженный график, но сразу с заседания Священного Синода он пришел на этот концерт, обратился с приветственным словом, и прослушал до конца это достаточно длинное сочинение. И это его присутствие дало мне внутреннюю и духовную поддержку. Еще присутствовал и митрополит Кирилл, который тоже тепло воспринял эту музыку, и так же оказал духовную и моральную поддержку.

— Что может сделать Церковь сегодня, чтобы достучаться до сердца молодых людей, которые ищут Бога?

— Прежде всего, мы, церковные люди, не должны замыкаться в своем кругу: своих мыслей, своих привычек, своих традиционных представлений. А мы должны знать то, чем живут обычные люди, и говорить с ними о тех вещах, которые для них интересны и для них важны. Вот святейший патриарх Кирилл подает пример такого проникновения в души и сердца людей. Потому что он всегда говорит о том, что для людей актуально, что для них насущно, что для них важно. Я думаю, что мы не должны жить своей какой-то замкнутой изолированной жизнью, а жить той же жизнью, которой живут обычные люди и говорить с ними о тех вещах, которые для них важны, с тем, чтобы их жизнь наполнилась духовным смыслом, чтобы мы могли помочь им найти цель в жизни. Потому что одна из главных проблем современной молодежи, это то, что у людей нет цели. Они не знают, для чего они живут. И Церковь способна придать человеку и его жизни внутренний глубокий смысл!

— Что радует Вас в жизни, какое у Вас хобби, как Вы отдыхаете?

— Хобби у меня нет, отдыхаю я никак, радуют меня богослужения, радует меня общение с людьми, хотя далеко не всегда, радует меня возможность творческой деятельности, хотя этой возможности у меня сегодня практически нет.

— Чтобы вы пожелали телезрителям информационного обозрения «Седмица»?

— Я желаю всем телезрителям информационного обозрения «Седмица» в радости духовной встретить праздник Святой Пасхи. Постившимся, и не постившимся, и тем, которые подготовились, и тем, которые не подготовились. Потому что, как говорит святой Иоанн Златоуст – это пир веры, который открыт для всех. Дай Бог нам всем насладиться этим духовным пиром.

Беседу провели:
протоиерей Игорь Собко, журналист Анна Регульская
(г. Днепропетровск 31 марта 2010 г.)

 [1-2] 

Фотогалерея
26 апреля - День Чернобыльской трагедии (70) Далее 

Архипастырское благословение новобранцев на военную службу (25) Далее 

Архипастырские богослужения в первую седмицу Великого поста (25) Далее 

Храмовый комплекс «Иверской» иконы Божией Матери отметил свое 15-летие (43) Далее 

Чайковский в исполнении маэстро из Португалии на «Острове классики» (74) Далее 

«Международная Киноассамблея на Днепре-2013» (63) Далее 

Гала-концерт XX Всеукраинского фестиваля "От Рождества к Рождеству" (45) Далее 

XX Всеукраинский фестиваль "От Рождества к Рождеству" (41) Далее 

Многовековая традиция освящения вод Днепра в Днепропетровске (27) Далее 

Навечерие Богоявления 2013 (25) Далее 

Наши координаты: тел. 8 (056) 744 48 49 факс 8 (056) 744 48 49 e-mail: MITROPOLITIRINEY@mail.ru
RSS-материал

Rambler's Top100
Главный редактор - митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней
Ответственный редактор - священник Димитрий Феднов
Фотокорреспонденты : Николай Ничипорук , священник Георгий Скубак, священник Димитрий Феднов
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Design by © 1998-2012 FlexSolution
Programming by (с) 2007-2012 Varkon Ltd