Троицкая церковь
Новости епархии
18.06.2013
За миссионерские труды телестудия «Лествица» награждена церковным орденом
Духовная жизнь Днепропетровщины и самого областного центра уже давно немыслима без центра прав... Далее 
17.06.2013
В городском поселении «Мирный» митрополит Ириней освятил Христово-Рождественский храм
15 июня 2013 года, в день памяти святителя Никифора исп., патриарха Константинопольского, управляющи... Далее 
17.06.2013
Архиерейское богослужение в неделю святых отцов I Вселенского Собора
16 июня 2013 года – Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора. Воскресение, предшеству... Далее 
Предстоящие события
08.05.2013
Праздник благотворительности и милосердия «Белый цветок»
В пасхальное воскресенье святых жен-мироносиц, 19 мая 2013 года, по благословению митрополита Днепро... Далее 
29.03.2013
«Совместная молитва» – акция молитвенного единства православной молодежи Украины
С целью духовного объединения в Великий пост православной молодежи Синодальный отдел УПЦ по делам мо... Далее 
18.03.2013
Архипастырские богослужения в Первую седмицу Великого поста
18 марта 2013 года начались спасительные дни Святой Четыредесятницы. В первую седмицу Великого поста... Далее 

«В ближнем – наша жизнь и наша смерть».

Прп. Антоний Великий

Человечество в своем развитии зашло в тупик. Сегодня это уже ни для кого не секрет. Первыми об этом предупреждали религии, причем не только христианство. Затем это стало очевидным в сфере культурологии.
Мировая наука, так и не выполнив обещаний насчет космических городов и трансгалактических рейсов, также смирилась с тем, что эпоха великих открытий осталась позади, хотя, возможно, грядут еще более великие научные достижения. Ну и наконец, нынешний финансовый кризис обнаружил, что экономика также зависла над пропастью. То есть, возложив всю надежду и упование на прогресс как на могущественную силу продвижения вперед, человечество упустило из поля зрения самое важное: а что там, впереди?
Вопрос другой: почему человек выбрал такой ошибочный путь, в чем причина того, что произошел этот сбой? Если попытаться ответить на него сжато, суммируя все имеющиеся причины, то, пожалуй, можно сказать, что это психология, а ныне уже идеология пользователя, потребителя, которая в той или иной степени была свойственна человеку во все времена. Эта идеология занимает все более прочные позиции в сознании людей, становится общественной моралью, неотъемлемой составляющей законодательства. Еще сравнительно недавно многие сочли бы неприличным так явно выпячивать свои потребительские требования, а сегодня – наоборот, неприлично быть пассивным в борьбе за них. Во многом это правильно, свои права нужно уметь отстаивать, если бы не несколько «но». Первое – то, что подавляющее большинство людей права интересуют гораздо больше, чем обязанности. Думая о том, как бы побольше и получше взять, мы редко задумываемся над тем, что бы побольше этому миру дать, какую бы принести пользу обществу. И это напрямую вытекает из второго «но»: сами эти термины – «пользователь», в особенности – «потребитель», не что иное, как синонимы слова «паразит». Вот и получается, что в течение всей истории своего существования люди создают паразитическую цивилизацию, для которой естественный исход – это самоуничтожение.
Впрочем, нельзя обобщать, это будет несправедливо. Во все времена и у всех народов были и есть люди, способные на самоотверженность, которым не жаль и саму свою жизнь отдать за других. Но речь идет не о них, а о большинстве, которому не то что чужда самоотверженность, но даже не понятен тезис «жить, чтобы работать», понятен лишь обратный – «работать, чтобы жить».
Желание получить от жизни как можно больше становится страстью, из-за которой мы замыкаемся в себе и дичаем. Поэтому проповедь Церкви о любви к ближнему, чем дальше, тем острее ставит вопрос: так кто же он, где он, этот ближний? Действительно, сколько в жизни нам приходится переносить ударов, когда родственные, дружеские связи предательски исчезают, если не совпадают с личными интересами.
Ответ на этот вопрос Господь дает иносказательно, в притче о милосердном самарянине. Сущность этой притчи можно свести к выводу: ближний – это, прежде всего, тот, кто в тебе нуждается, для кого ты можешь совершить добрые дела, ничего за это взамен не ожидая. Более того, герой этого повествования, самарянин, точно знает, что пострадавший не просто не любит его, а относится к нему враждебно, надменно и даже брезгливо. Но все это не имеет для него значения. Важно лишь одно: человек страдает, значит, я сейчас ему нужен. То есть ближний – это человек, способный сопереживать и разделять скорби, проблемы других людей, искренне радоваться тогда, когда кому-то хорошо. Если тот, кого мы привыкли считать ближним, будь то супруг, родственник или друг, в случае внезапно обострившейся ситуации смалодушничал и дистанцировался, то он оказался совсем не ближним, а чужим. Но и это не должно препятствовать тому, чтобы после их предательства наша любовь к ним продолжала бы оставаться искренней и плодотворной.
Две тысячи лет назад, Сам Господь воплотился и вошел в человеческую жизнь. Его Вочеловеченье стало свидетельством того, что значит быть человеком, обнаруживая тем самым ущербность и несовершенство человеческой природы всех людей. Его служение – это подвиг священной жертвенной любви, которая свидетельствуется и проповедуется Церковью, основанной Им в этом мире. Избранный человечеством путь потребительской цивилизации, увы, диаметрально противоположен пути, указанному в Евангелии. Вместо того, чтобы стать, друг для друга, ближними, скажем так, построить цивилизацию ближних, люди идут по пути отчуждения, не видя того, что это и есть причина общечеловеческого кризиса на всех уровнях. Нас многое не устраивает в наших ближних, хотя сами мы их раздражаем, не замечая того. Нам искренне хочется многое в окружающих, да что там, во всем человечестве поменять к лучшему. Но, возможно, исправлять нужно не кого-то, а самих себя. И начать именно с того, чтобы принять и полюбить наших ближних такими, какие они есть?

Протоиерей Александр Немчинов

http://samaryanka.in.ua/
 [1-5] 

Фотогалерея
26 апреля - День Чернобыльской трагедии (70) Далее 

Архипастырское благословение новобранцев на военную службу (25) Далее 

Архипастырские богослужения в первую седмицу Великого поста (25) Далее 

Храмовый комплекс «Иверской» иконы Божией Матери отметил свое 15-летие (43) Далее 

Чайковский в исполнении маэстро из Португалии на «Острове классики» (74) Далее 

«Международная Киноассамблея на Днепре-2013» (63) Далее 

Гала-концерт XX Всеукраинского фестиваля "От Рождества к Рождеству" (45) Далее 

XX Всеукраинский фестиваль "От Рождества к Рождеству" (41) Далее 

Многовековая традиция освящения вод Днепра в Днепропетровске (27) Далее 

Навечерие Богоявления 2013 (25) Далее 

Наши координаты: тел. 8 (056) 744 48 49 факс 8 (056) 744 48 49 e-mail: MITROPOLITIRINEY@mail.ru
RSS-материал

Rambler's Top100
Главный редактор - митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней
Ответственный редактор - священник Димитрий Феднов
Фотокорреспонденты : Николай Ничипорук , священник Георгий Скубак, священник Димитрий Феднов
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Design by © 1998-2012 FlexSolution
Programming by (с) 2007-2012 Varkon Ltd