Троицкая церковь
Новости епархии
18.06.2013
За миссионерские труды телестудия «Лествица» награждена церковным орденом
Духовная жизнь Днепропетровщины и самого областного центра уже давно немыслима без центра прав... Далее 
17.06.2013
В городском поселении «Мирный» митрополит Ириней освятил Христово-Рождественский храм
15 июня 2013 года, в день памяти святителя Никифора исп., патриарха Константинопольского, управляющи... Далее 
17.06.2013
Архиерейское богослужение в неделю святых отцов I Вселенского Собора
16 июня 2013 года – Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора. Воскресение, предшеству... Далее 
Предстоящие события
08.05.2013
Праздник благотворительности и милосердия «Белый цветок»
В пасхальное воскресенье святых жен-мироносиц, 19 мая 2013 года, по благословению митрополита Днепро... Далее 
29.03.2013
«Совместная молитва» – акция молитвенного единства православной молодежи Украины
С целью духовного объединения в Великий пост православной молодежи Синодальный отдел УПЦ по делам мо... Далее 
18.03.2013
Архипастырские богослужения в Первую седмицу Великого поста
18 марта 2013 года начались спасительные дни Святой Четыредесятницы. В первую седмицу Великого поста... Далее 
Главная страница / Статьи / Лекарство судного дня
На вопросы газеты "Начало" отвечает протоиерей Николай Несправа - настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Иверская» (ж/м Северный)

- Сегодня часто слышишь разговоры о кризисе – не только, кстати, о мировом, сколько о своем, доморощенном. Многие люди боятся того, что может произойти с ними при нашей экономической нестабильности. А можно ли объяснить происходящее с духовной точки зрения? Почему это вдруг на нас свалилось?

— Вы знаете, святитель Николай Сербский сказал однажды, что кризис – это несовременное слово. Оно известно было в древности как «суд». Если взять библейские строки «суд Божий исповем», становится понятно: сегодняшнюю ситуацию можно рассматривать как Божие посещение, предупреждение, даже милость. Господь хочет уберечь нас от худшего. Ведь нам только кажется, что проблемы – и материальные, и духовные — на нас свалились «вдруг». На самом деле, все происходило постепенно.
Не так давно я познакомился с интересной работой одного ученого, который проанализировал пути развития человечества на протяжении мировой истории. Он суммировал научные открытия, достижения в процентном соотношении от потребления ресурсов, войн, конфликтов, эпидемий. Оказалось, что в первые века существовала некая гармония. Человечество росло, мужало, развивалось, улучшало свой быт. Но в конце 19—го – начале 20—го века линия, до того плавно шедшая по возрастающей, начала резко уходить вверх. За очень короткий отрезок времени в 20—м веке произошло такое насыщение событиями и открытиями, что оно буквально равнозначно всей истории человечества. Но всякая вертикаль имеет точку некоего зависания и потом – падения.

Вы говорите о падении экономики или падении нравов?

— Понимаете, здесь все взаимосвязано. Насыщение материальным, уровень потребления влияет и на душу. Посмотрите на поколение наших родителей, дедушек и бабушек. Ведь никто из них не жил в кредит, взаймы. Какие бы ни были тяжелейшие жизненные моменты, старики за свет, за газ последнюю копейку отдавали. Даже находясь в нужде, урезая себя в питании, они не хотели быть никому должны. В последние несколько лет многое изменилось. Люди без работы, без социальной поддержки, часто еще не вставшие на ноги, в руках держат очень дорогие мобильные телефоны, берут кредит на технику, автомобили. Я не против материального благополучия. Ни в коем случае не хочу заглядывать в чей—то кошелек, в жизнь другого человека или определять, что ему покупать и каким телефоном пользоваться. Но проблема в том, что многие, особенно молодежь, пытаются жить роскошно, не думая о завтрашнем дне. Их девиз: «все и сразу». Общество стало обществом потребителей.

Но человек всегда хотел жить лучше… В чем же здесь опасность?

— В жизнеописании Антония Великого можно прочитать такую притчу. Однажды монах увидел охотника, который горько плакал и роптал на Господа, говоря: «Господи! Я только что упустил оленя. Почему ты не дал мне быстрые ноги, чтобы я догнал его?»
Антоний Великий подошел к охотнику и сказал: «Допустим, Господь даст тебе быстрые ноги, как у оленя. Но потом ты захочешь крылья, как у орла. Ты полетишь над землей и попросишь себе уже ангельские крылья. Господь даст тебе ангельский чин. И тогда ты захочешь быть первым среди ангелов. Но ты помнишь, человек, чем закончил первый ангел? Он восстал и отпал от Бога».
Эта главная проблема: когда человек становится на путь потребительства, в его душе образуется глубокая пропасть, дыра, которую невозможно насытить. Ее не закидать ничем: ни удовольствиями, ни материальными благами. И тогда человек начинает мучиться вопросом: почему у кого—то есть, а у меня нет? Хочу! Он завидует, жаждет, приобретает, угнетает – и не может найти себе покоя. Двигаясь от малого к большому, постепенно приходит к великому злу: перестает видеть близких, замечать боль другого человека. Один из самых страшных грехов — немилосердие, равнодушие. Сегодня равнодушие является кредом нашей жизни. Как часто звучит: «Это не мое дело, это твои проблемы!» А ведь здесь – критерий. Когда чья—то боль, чьи—то проблемы не интересуют, ты находишься на грани духовной смерти. Смотрите: раньше человек, потеряв сознание, мог упасть на улице, и тут же находился кто-то, кто старался помочь ему. Сегодня на улице люди замерзают, потому что никому нет дела. На улице живут тысячи детей, потому что общество безразлично к этому. Но если ребенок скитается, значит, есть родители, которые его бросили. Если старики обездолены, значит, их бросили дети.

Но в истории человечества уже случались страшные испытания: Содом и Гоморра, Всемирный потоп, великая депрессия в США. Это тоже были кризисы?

— Конечно. Мы опять возвращаемся к терминологии: кризис – суд. Тот суд Божий, который очистил землю от зла. Не потому, что Господь жестокий. Вспомните фразу из Библии: «Земля не могла носить грех». Человечество разлагалось. Земля содрогалась от человеческой злости, алчности, разврата и не могла носить на себе общество, которое просто деградировало. Возьмите Содом и Гоморру. Там был грех, вопиющий к небу, — как инфекция, которая прожгла все человечество. И Господь, как хирург, локализует болезнь. Но вот что очень важно понять: не Господь уничтожает, а сами люди приводят себя к гибели. Есть такая библейская фраза: «Зло злых губит». В ней и предупреждение для нас сегодняшних. Мы стремимся к Европе, но какой Европе, зачем? Я бывал в Берлине, Будапеште, Амстердаме. Видел там и много хорошего, что действительно не мешало бы перенять. Например, деятельное сочувствие, стремление помочь больным людям, инвалидам, престарелым. К примеру, как-то приехал в один пансионат в горах. Как раз в это время автобус привез туда большую группу даунов, детей и взрослых. Олимпийская лыжная федерация специально выделила средства, чтобы этим больным людям дать несколько дней радости, дать возможность покататься на лыжах.
А ведь у нашего народа милосердие врожденное, оно очень близко нам по духу и по душе. У нас есть святыни, есть вера, есть доброта. Но сегодня мы себя до такой степени уничтожаем, что все наши ценности выветриваются. Мы взяли у Запада только внешнее, худшее, приняли волну негатива, что идет с той стороны. Как можно православному человеку соглашаться с гей—парадами? А они во многих городах Европы проводятся ежегодно.
Сейчас нам пытаются навязать проведение в школах накануне Евро-2012 уроков толерантности. Есть даже соответствующий указ президента. Но какой толерантности, к кому? К расовой принадлежности и к… сексуальным меньшинствам. Что касается первого, то я думаю, что любой православный человек – не расист. Вы знаете евангельскую фразу о том, что в православии нет ни эллина, ни иудея. И для нас еще 2000 лет назад было ясно, что в христианстве не играет никакой роли цвет кожи, национальность. Первые колыбели монашества были на территории Африки. Я не думаю, что в нашем народе существует неприязнь к тем или другим нациям. Но что касается сексуальных меньшинств… Терпеть содомский грех, соглашаться с ним не то что вслух – даже в уме и сердце – это преступление перед детьми.

Концентрация греха стала настолько плотной, что в результате возник кризис?

— Есть пословица: где тонко, там и рвется. С другой стороны, я уже говорил в начале нашего разговора: этот кризис для нас – милость Божия. Потому что мы еще не настолько вошли в этот кураж, чтобы он стал частью нашей жизни. Господь дал нам немного попробовать и эту приманку убрал. Больно другое: к сожалению, в этом кризисе страдают люди. Останавливаются предприятия. Увеличивается количество безработных. Бюджет терпит крах. Значит, не будет зарплаты бюджетникам. А это школы, детские сады и так далее…Большинство обычных людей напрямую не виновато в происходящем. Но косвенно…Естественно, они винят правительство, парламент. Но, насколько я помню, это правительство кто—то выбирал. И разве мы не в ответе за общий курс развития государства? Можно сказать: это они виноваты. Но и мы тоже!
Ведь даже если не брать экономическую сторону, все равно мы во многом виноваты. Возьмите хамство — это тоже проблема духовности. Вспомните: еще недавно в Украине родителей называли на «вы», относились к ним с почтением. Почему это ушло в прошлое? В любой из исламских стран попробуй сказать старшему по возрасту что-то неуважительное. А не дай Бог оскорбить – камнями закидают! И никто даже не поплачет об этом человеке. Мы же вырастили поколение молодых, которые презирают стариков, могут оскорбить, выругаться.
Я преподаю в университете. Это высшее учебное заведение, здесь готовят интеллигенцию, людей, которые впоследствии станут руководителями. Иду по коридору, слышу, как разговаривают друг с другом студенты, пересыпая речь бранными словами.
Кто-то при виде преподавателя останавливается, замолкает, но основная масса продолжает сквернословить. Как сказал псалмопевец Давид, «от избытка сердца глаголют уста». Если ругань на устах – значит, в сердце гниль.

Но можно ли их винить? Само время учит такому поведению. И что делать?

— Винить легко. Тяжелее созидать и воспитывать. Если мы растим детей, а они больше подвержены влиянию улицы, чем нашему, значит, слаба наша христианская жизнь, наша молитва. Читайте Евангелие. Мы – соль земли. Если соль теряет свои качества, она выбрасывается на попрание. Если мы, христиане, не в состоянии передать своим детям и сохранить нашу веру, значит, мы теряем качество. Соль сохраняет организм от разложения. Следовательно, нам самим нужно быть ярче, достойнее, глубже. Наша молитва должна быть сердечной, а не превращаться в молитвословие.
В жизни все взаимосвязано. Расскажу одну поразившую меня историю. В горах Сербии снайпер убивает молодого человека. Неизвестно, кто это был. Приезжает следователь, начинает расспрашивать жителей селения. Они плачут. Следователь удивляется: «Послушайте! Вы не виноваты. Не надо так убиваться, вас никто наказывать не будет. Погибший человек даже не из вашего селения».
— Мы плачем оттого, что на нашей земле пролилась кровь, — отвечает один из жителей. – Снег вокруг этого парня ал от крови. Под весенним солнцем окровавленный снег тает и стекает в долину. Сад, который я посадил, будет орошен этой кровью. Молодой человек принесет своей маме или девушке цветы, политые кровью. Все, к чему мы будем прикасаться, в крови. И это лежит и на нашей совести, потому что на своей земле мы не смогли удержать мир…
Вот такое отношение к происходящему должно быть у каждого христианина. Если в жизни происходит что-то негативное, мы должны сказать себе: значит, мы что-то не дотянули, не домолились. Есть такая фраза: «Вера без дел мертва». Вера выражается не стоянием в храме, не тем, как я посещаю праздничные богослужения, а тем, как живу, держу свое слово, насколько чист перед Богом и своими близкими.
Мы хотели радости жизни – себе, детям. Прекрасно, хорошо. Почти в каждом доме есть телевизор. Когда ребенок смотрит хорошие фильмы, он воспитывается на патриотизме, на нравственности. Разве это плохо? Отлично. Но вдруг в какой-то момент телевизор становится рупором, из которого выливается грязь. Выливается нечто, что структурирует мысли, сознание совершенно в другом поле. Какие фильмы смотрят сейчас дети и как они потом разговаривают на улице? Посмотрите на киногероев: киллеры, убийцы, проститутки, наркодельцы, игроки в казино. Люди, которые могут безнаказанно делать в жизни все, что угодно.
Идеал молодого человека – машина подороже и поярче. Идеал для девушки – встретить юношу, чтобы он опять же был на такой дорогой машине, чтоб звенело и блестело вокруг. Неважно, что у него в уме и сердце. Вот эти молодые люди поженились, создали семью. У них родились дети. Что они дадут им? Подмену, жвачку, чупа-чупс?

Какие молодежные проблемы вы считаете сегодня наиболее тревожными?

— Первое – это аборты, которые стали не просто нормой жизни, стали геноцидом. Ведь не секрет, что Украина занимает одно из первых мест по прерыванию беременности. То есть, мы воспитываем нацию убийц, и ни у кого даже жалости не появляется. Ведь смотрите, что происходит, почему убивают детей. Потому что они мешают жить. Потому что привыкли к определенному образу жизни, а ребенок – он нарушает жизненные перспективы. Мешает карьере, мешает жить в свое удовольствие.
Вторая глобальная проблема – поголовное спаивание населения. Опять же – где здравый смысл? Говорят о том, что некому работать, что у нас деградирует общество, и в то же время — вовсю рекламируют спиртное. При том, что алкогольный синдром приносит страшные последствия, напрямую бьет по генофонду.
И, наконец, игровые автоматы. Знаете, после выхода фильма «Остров» исполнителю главной роли Петру Мамонову стало приходить много писем. Некоторые зрители обращались к нему как к старцу, которого он играл. Однажды на встрече со зрителями он сказал: «Но ведь это только фильм. А обращаете ли вы внимание на то, что происходит в жизни, с нами рядом? Вот реальная история: человек увлекался игровыми автоматами. Он получил зарплату. Проиграл. Занял деньги, опять проиграл. Чтобы отдать долг, взял под залог квартиры кредит в банке. Но вместо того, чтобы вернуть долги, проиграл и кредит. И — повесился».

Невеселая картина получается…

— Да. Но знаете, что означает слово «кризис» на одном из древних восточных языков? Покаяние. Так вот, лекарство судного дня – это покаяние. С христианской точки зрения, покаяние – это осознание своего греха, поиск того момента, когда мы зло впустили в свою душу, сердце, жизнь. И когда мы это понимаем, исповедуем, приходит преодоление. Преодоление – это исцеление, помощь Божия, благодать, благословение…
Поэтому если мы говорим, что в нашей жизни много неправильного, то должны исправить это покаянием. Встать перед лицом Божиим – перейти в область правды, добра, света. Под воздействием солнечных лучей воск растапливается, глина становится тверже. Одно и то же действие на разные составы различно. Так и душа человека. Надо укрепляться. Если поддаться духу времени, страстям, эмоциям, расплавиться, растечься — нам это не поможет. А пока что у нас духовный кризис.

Но разве не говорят сегодня о духовном возрождении? Сколько храмов открывается…

— Об этом даже не будем спорить. Да, многие идут в храмы. И тем не менее, ситуация на сегодняшний день тяжелая. Количество людей, которые называют себя православными и приходят в церковь на Рождество или Пасху – это не есть показатель христианской жизни. Если брать реальные цифры, то православных среди них не более 12 процентов. Может, пятнадцать. Вот эта маленькая горсточка людей живет по правде и заповедям. И среди них я не знаю ни одного человека, который упивается водкой, ворует, унижает других.

Крещение не делает человека православным?

— Крещение дает залог. Если говорить современным языком, есть вирус и есть антивирус. Вирус в компьютерной программе постепенно губит, душит, ломает программу. Так вот, грех ломает то, что в нас заложил Господь Бог. Но Господь дал нам в таинстве крещения некий антивирусный пакет, программу, которую надо раскрыть. И если его раскрываешь, файл раскручиваешь, он заполняет твою программу, начинает входить во все области твоей жизни. Тогда все нормально, тогда этот антивирус делает тебя человеком. А если он лежит где-то в файле, и ты даже не знаешь, в какой он папке, то вирус гложет тебя по-прежнему.

Но ведь часто гармония отсутствует и в жизни людей, которые искренне веруют. Они тоже могут потерять работу, остаться без денег, у них могут быть проблемы с близкими...

— Я же не говорю о том, что православная жизнь – это комфортная жизнь. Это труд, борьба. В Евангелии написано, что спасение – это подвиг. Когда православный человек сталкивается с проблемами – как он их преодолевает? Он старается зло пережечь в своем сердце. Чтобы это зло, которое на него выплеснулось, в нем же и умерло, не пошло дальше, чтобы его в мире стало меньше. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Так всегда жили христиане, и они победили мир.
Первое правило для христианина – не унывать и не отчаиваться. Второе – сохранять радость, невзирая ни на какие кризисы. Вера – это радость.

Для чего нам посланы испытания? Чего хочет Бог от человека в конечном счете?

— Спасения. Господь создал человека для вечной радости. Не для потребительской, когда приобрел что-то, удовлетворил желание и на время обрадовался. А для того, чтобы войти в радость общения с Господом. Этот дар — быть неким существом, которое обнимает два мира, духовный и материальный, — дан только человеку. Человек облачен в плоть, в материю, но по душе, по духу – он из ангельского мира.

Беседу вела Надежда Ефременко
 [1-2] 

Фотогалерея
26 апреля - День Чернобыльской трагедии (70) Далее 

Архипастырское благословение новобранцев на военную службу (25) Далее 

Архипастырские богослужения в первую седмицу Великого поста (25) Далее 

Храмовый комплекс «Иверской» иконы Божией Матери отметил свое 15-летие (43) Далее 

Чайковский в исполнении маэстро из Португалии на «Острове классики» (74) Далее 

«Международная Киноассамблея на Днепре-2013» (63) Далее 

Гала-концерт XX Всеукраинского фестиваля "От Рождества к Рождеству" (45) Далее 

XX Всеукраинский фестиваль "От Рождества к Рождеству" (41) Далее 

Многовековая традиция освящения вод Днепра в Днепропетровске (27) Далее 

Навечерие Богоявления 2013 (25) Далее 

Наши координаты: тел. 8 (056) 744 48 49 факс 8 (056) 744 48 49 e-mail: MITROPOLITIRINEY@mail.ru
RSS-материал

Rambler's Top100
Главный редактор - митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней
Ответственный редактор - священник Димитрий Феднов
Фотокорреспонденты : Николай Ничипорук , священник Георгий Скубак, священник Димитрий Феднов
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Design by © 1998-2012 FlexSolution
Programming by (с) 2007-2012 Varkon Ltd